СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛАЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ
СНиП 2.08.01-89*
Москва 2000 год.
3. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ
3.1*. В жилых зданиях следует предусматривать
хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, а
также канализацию и водостоки, проектируемые в соответствии со
СНиП 2.04.01-85. В зданиях высотой до 50 м допускается вместо
внутреннего противопожарного водопровода предусматривать
устройство сухотрубов с выведенными на фасад здания патрубками для
подключения пожарных автомобилей.
В районах без централизованных инженерных сетей допускается
проектировать одно-, двухэтажные жилые здания с неканализованными
уборными.
В I, II и III климатических районах, за исключением IIIБ
подрайона, допускается устраивать теплые неканализованные уборные
(люфт-клозеты и т.п.), предусматриваемые в квартирных домах в
пределах отапливаемой части здания, а в общежитиях вместимостью не
более 50 чел. вне основных пределов здания, соединенные с ним
теплым переходом.
В IV климатическом районе и IIIБ климатическом подрайоне
устройство неканализованных уборных в отапливаемой части жилого
дома не допускается. При этом должны быть предусмотрены помещения
для устройства в дальнейшем канализованных уборных в отапливаемой
части здания и необходимо предусматривать уборные вне пределов
здания.
3.1а. На сети хозяйственно-питьевого водопровода следует
предусматривать отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в
целях возможности его использования в качестве первичного
устройства внутриквартирного пожаротушения на ранней стадии. Шланг
должен обеспечивать возможность подачи воды в любую точку квартиры
с учетом длины струи 3 м, быть длиной не менее 15 м, диаметром -
19 мм и оборудован распылителем.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
27 октября 2000 г. N 1064-РП
О поэтапном переходе на применение
противопожарных требований федеральных
строительных норм и правил при
проектировании и строительстве жилых
домов в г.Москве
Введение в действие Изменения N 3 к СНиП 2.08.01-89 "Жилые
здания" (в части пожарной безопасности) вызвало необходимость
переработки ряда планировочных и конструктивных решений,
заложенных в
проекты жилых домов, в т. ч. типовых массовых серий для
строительства
в г. Москве.
Учитывая более высокий уровень оснащения противопожарных служб
г.
Москвы и то, что Московские городские строительные нормы (МГСН)
3.01-96 "Жилые здания" были согласованы с органами пожарного
надзора
России, Госстрой России (письмо от 20.09.2000 N ЛБ-4125/9) дал
согласие на временное продолжение строительства жилых домов в
соответствии с требованиями МГСН 3.01-96 при условии разработки
и
утверждения Правительством Москвы мероприятий по поэтапному
введению
при строительстве жилых домов противопожарных требований
федеральных
строительных норм и правил и внесения в МГСН 3.01-96 "Жилые
здания"
соответствующих изменений.
В целях поэтапного перехода на применение противопожарных
требований федеральных строительных норм и правил при
проектировании и
строительстве жилых домов в г. Москве:
1. Управлению формирования архитектурного облика, координации
строительства и реконструкции города Правительства Москвы
совместно с
Москомархитектурой в срок до 01.02.2001 г. завершить
разработку,
согласовать и внести на утверждение в Правительство Москвы
мероприятия
по поэтапному введению при проектировании и строительстве жилых
домов
в в г. Москве противопожарных требований федеральных
строительных норм
и правил.
Управлению экономической, научно-технической и промышленной
политики в строительной отрасли Правительства Москвы в срок до
01.01.2001 г. представить Управлению формирования
архитектурного
облика, координации строительства и реконструкции города раздел
мероприятий по подготовке производства на домостроительных
предприятиях города (в том числе ОАО "Моспромстройматериалы"),
необходимых для реализации проектов, разработанных в
соответствии с
противопожарными требованиями федеральных строительных норм и
правил.
2. Москомархитектуре организовать разработку новых МГСН "Жилые
здания" с учетом требований Изменения N 3 к СНиП 2.08.01-89
"Жилые
здания" и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и
сооружений",
согласовать их с федеральными органами надзора и Госстроем
России для
применения в г. Москве и до 01.07.2001 г. внести на утверждение
в
Правительство Москвы.
3. Установить, что до утверждения новых МГСН "Жилые здания",
при
разработке проектов жилых домов, их экспертизе, строительстве и
приемке в эксплуатацию следует руководствоваться МГСН 3.01-96
"Жилые
здания". Проекты, разработка которых начата до утверждения
новых МГСН
"Жилые здания", могут быть согласованы, подвергнуты экспертизе
и
утверждены по МГСН 3.01-96 "Жилые здания" до 01.01.2002 г.
При разработке проектно-сметной документации на привязку
действующих проектов жилых домов массовых серий до их
переработки в
соответствии с мероприятиями (п.1 распоряжения), допускается
модификация проектов по квартирному составу и архитектуре
фасадов.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В. И.
П.п. Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Разъяснения к Изменению № 4 СНиП 2.08.01-89* "Жилые Здания"
В связи с поступающими запросами проектных, строительных и
других организаций Госстрой России и Главное управление
Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России
разъясняют вопросы применения требований Изменения № 4 СНиП
2.08.01 - 89* "Жилы1е здания", введенного в действие с 1 января
2001 г.
Требования Изменения № 4 об оснащении квартир автономными
дымовыми пожарными извещателями, средствами первичного
внутриквартирного тушения очагов загорания на ранней стадии с
использованием имеющегося хозяйственно-питьевого водопровода и
устройствами защитного отключения электроэнергии (УЗО) следует
применять в жилых зданиях, проектирование которых
осуществляется с 1 января 2001 года.
Для жилых зданий, строящихся на ранее утвержденной в
установленном порядке проектной документации и вводимых в
эксплуатацию в 2001 г., решение о возможности применения указанных
устроств, принимается заказчиком (инвестором) или местным органом
исполнительной власти (в зависимости от источников финансирования)
с учетом фактического состояния строительства.
Автономные пожарные извещатели должны иметь сертификат пожарной
безопасности, подтверждающий их соответствие требованиям НПБ 66-97
"Извещатели пожарные автономные".
Разъяснение к Изменению № 4 СНиП 2.08.01-89* "ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ"
С 1 января 2001 г. введено в действие принятое постановлением
Госсстроя России от 20 ноября 2000 г. № 112 Изменение № 4 СНиП
2.08.01-89* "Жилые здания".
Учитывая поступающие запросы с мест от проектных, надзорных и
других организаций по реализации отдельных положений этого
Изменения и, в первую очередь, требований, связанных с оснащением
квартир устройствами внутриквартирного пожаротушения, выявилась
необходимость дать некоторые разъяснения и комментарии по этому
вопросу.
Опыт передовых зарубежных стран показывает, что наличие таких
устройств в квартирах и их использование значительно снижает
количество пожаров, уменьшает экономический ущерб и, что самое
главное, снижает уровень гибели людей в жилых зданиях.
Основной смысл применения этого устройства состоит в
возможности тушения жильцами загорания в квартире на ранней стадии
его обнаружения и не предполагает его использования пожарными
подразделениями. Устройство обеспечивает быструю и, что важно,
непрерывную подачу воды к очагу загорания взамен применяемых
зачастую подручных средств (тушение вёдрами, тазами, кастрюлями и
т.п.). Это даёт возможность быстрее, безопасней и эффективней
ликвидировать загорание. раннему обнаружению загорания
способствует предусмотренное п. 3.21 оборудование помещений
квартир оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями.
Извещатели даютсигнал о загорании жильцам, находящимся в состоянии
сна, а также своевременнооповещают в тех случаях, когда жильцы
квартиры отсутсвуют в комнате, где произошло загорание.
Отдельный кран, к которому присоединяется шланг, может быть
установлен на водопроводной трубе в любом удобном для его
открывания месте: в ванной, уборной, кухне по усмотрению заказчика
или проектной организации. Кран следует устанавливать после
счетчика расхода воды (чтобы избежать неучтенного расхода из этого
крана для хозяйственных нужд). Вид шланга и материал, из которого
он изготовлен, не регламентируются. Он не является пожарным
рукавом, может быть применен любой шланг, например, из тех,
которые применяются для полива насаждений на садовом участке.
Шланг должен быть присоеденен к крану постоянно любым способом,
обеспечивающим надежное присоединение, по усмотрению проектной
организации.
Вид распылителя также не регламентируется. Возможно,
применение, например, распылителей, используемых для полива.
Желательно перед распылителем или в его составе иметь запорное
устройство с тем, чтобы не залить квартиру до того как начинается
тушение в местах загорания.
Хранение шланга с распылителем открыто или в шкафчике и место
его хранения не регламентируется. Этот вопрос решается заказчиком,
проектной организацией или хозяином квартиры. Естественно, шланг
должен храниться в доступном для его экстренного применения месте.
Длина шланга определяется размерами квартиры, возможной его
прокладкой по коридорам и комнатам до самого отдаленного от крана
места. В принципе возможно уменьшение длины шланга по сравнению с
указанной в п 3.1а (например, в небольших квартирах) при условии
обеспечении подачи воды в наиболее отдаленную точку.
Приведенную в нормах длину струи используют для определения
длины шланга, а не для расчета напора. Напор в системе вообще не
регламентируется, никаких дополнительных расходов не вводится,
дополнительных гидравлических требуется. Тушение загорания будет
производиться с теми напором и расходом, которые обеспечивает
обычная сеть хозяйственно-питьевого водопровода в квартире.
Устройство не входит в состав системы противопожарного
водопровода, его не следует присоединять к этой системе, если она
предусмотрена в здании.
По усмотрению жильцов можно оборудовать этими устройствами
квартиры в существующих жилых домах.
Обязательной сертификации, в том числе пожарной, устройства или
его деталей не требуется.