СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ
СНиП 2.08.01-89*
Москва 2000 год.
3. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ
3.1*. В жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое,
противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки,
проектируемые в соответствии со СНиП 2.04.01-85. В зданиях высотой до
50 м допускается вместо внутреннего противопожарного водопровода предусматривать
устройство сухотрубов с выведенными на фасад здания патрубками для подключения
пожарных автомобилей.
В районах без централизованных инженерных сетей допускается проектировать
одно-, двухэтажные жилые здания с неканализованными уборными.
В I, II и III климатических районах, за исключением IIIБ подрайона,
допускается устраивать теплые неканализованные уборные (люфт-клозеты
и т.п.), предусматриваемые в квартирных домах в пределах отапливаемой
части здания, а в общежитиях вместимостью не более 50 чел. вне основных
пределов здания, соединенные с ним теплым переходом.
В IV климатическом районе и IIIБ климатическом подрайоне устройство
неканализованных уборных в отапливаемой части жилого дома не допускается.
При этом должны быть предусмотрены помещения для устройства в дальнейшем
канализованных уборных в отапливаемой части здания и необходимо предусматривать
уборные вне пределов здания.
3.1а. На сети хозяйственно-питьевого водопровода следует предусматривать
отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в целях возможности
его использования в качестве первичного устройства внутриквартирного
пожаротушения на ранней стадии. Шланг должен обеспечивать возможность
подачи воды в любую точку квартиры с учетом длины струи 3 м, быть длиной
не менее 15 м, диаметром - 19 мм и оборудован распылителем.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
27 октября 2000 г. N 1064-РП
О поэтапном переходе на применение
противопожарных требований федеральных
строительных норм и правил при
проектировании и строительстве жилых
домов в г.Москве
Введение в действие Изменения N 3 к СНиП 2.08.01-89 "Жилые
здания" (в части пожарной безопасности) вызвало необходимость
переработки ряда планировочных и конструктивных решений, заложенных
в
проекты жилых домов, в т. ч. типовых массовых серий для строительства
в г. Москве.
Учитывая более высокий уровень оснащения противопожарных служб г.
Москвы и то, что Московские городские строительные нормы (МГСН)
3.01-96 "Жилые здания" были согласованы с органами пожарного надзора
России, Госстрой России (письмо от 20.09.2000 N ЛБ-4125/9) дал
согласие на временное продолжение строительства жилых домов в
соответствии с требованиями МГСН 3.01-96 при условии разработки и
утверждения Правительством Москвы мероприятий по поэтапному введению
при строительстве жилых домов противопожарных требований федеральных
строительных норм и правил и внесения в МГСН 3.01-96 "Жилые здания"
соответствующих изменений.
В целях поэтапного перехода на применение противопожарных
требований федеральных строительных норм и правил при проектировании
и
строительстве жилых домов в г. Москве:
1. Управлению формирования архитектурного облика, координации
строительства и реконструкции города Правительства Москвы совместно
с
Москомархитектурой в срок до 01.02.2001 г. завершить разработку,
согласовать и внести на утверждение в Правительство Москвы мероприятия
по поэтапному введению при проектировании и строительстве жилых домов
в в г. Москве противопожарных требований федеральных строительных норм
и правил.
Управлению экономической, научно-технической и промышленной
политики в строительной отрасли Правительства Москвы в срок до
01.01.2001 г. представить Управлению формирования архитектурного
облика, координации строительства и реконструкции города раздел
мероприятий по подготовке производства на домостроительных
предприятиях города (в том числе ОАО "Моспромстройматериалы"),
необходимых для реализации проектов, разработанных в соответствии с
противопожарными требованиями федеральных строительных норм и правил.
2. Москомархитектуре организовать разработку новых МГСН "Жилые
здания" с учетом требований Изменения N 3 к СНиП 2.08.01-89 "Жилые
здания" и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
согласовать их с федеральными органами надзора и Госстроем России для
применения в г. Москве и до 01.07.2001 г. внести на утверждение в
Правительство Москвы.
3. Установить, что до утверждения новых МГСН "Жилые здания", при
разработке проектов жилых домов, их экспертизе, строительстве и
приемке в эксплуатацию следует руководствоваться МГСН 3.01-96 "Жилые
здания". Проекты, разработка которых начата до утверждения новых МГСН
"Жилые здания", могут быть согласованы, подвергнуты экспертизе и
утверждены по МГСН 3.01-96 "Жилые здания" до 01.01.2002 г.
При разработке проектно-сметной документации на привязку
действующих проектов жилых домов массовых серий до их переработки в
соответствии с мероприятиями (п.1 распоряжения), допускается
модификация проектов по квартирному составу и архитектуре фасадов.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В. И.
П.п. Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Разъяснения к Изменению № 4 СНиП 2.08.01-89* "Жилые Здания"
В связи с поступающими запросами проектных, строительных и других организаций
Госстрой России и Главное управление Государственной противопожарной
службы (ГУГПС) МВД России разъясняют вопросы применения требований Изменения
№ 4 СНиП 2.08.01 - 89* "Жилы1е здания", введенного в действие с 1 января
2001 г.
Требования Изменения № 4 об оснащении квартир автономными дымовыми пожарными
извещателями, средствами первичного внутриквартирного тушения очагов
загорания на ранней стадии с использованием имеющегося хозяйственно-питьевого
водопровода и устройствами защитного отключения электроэнергии (УЗО)
следует
применять в жилых зданиях, проектирование которых осуществляется с 1
января 2001 года.
Для жилых зданий, строящихся на ранее утвержденной в установленном порядке
проектной документации и вводимых в эксплуатацию в 2001 г., решение
о возможности применения указанных устроств, принимается заказчиком
(инвестором) или местным органом исполнительной власти (в зависимости
от источников финансирования) с учетом фактического состояния строительства.
Автономные пожарные извещатели должны иметь сертификат пожарной безопасности,
подтверждающий их соответствие требованиям НПБ 66-97 "Извещатели пожарные
автономные".
Разъяснение к Изменению № 4 СНиП 2.08.01-89* "ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ"
С 1 января 2001 г. введено в действие принятое постановлением Госсстроя
России от 20 ноября 2000 г. № 112 Изменение № 4 СНиП 2.08.01-89* "Жилые
здания".
Учитывая поступающие запросы с мест от проектных, надзорных и других
организаций по реализации отдельных положений этого Изменения и, в первую
очередь, требований, связанных с оснащением квартир устройствами внутриквартирного
пожаротушения, выявилась необходимость дать некоторые разъяснения и
комментарии по этому вопросу.
Опыт передовых зарубежных стран показывает, что наличие таких устройств
в квартирах и их использование значительно снижает количество пожаров,
уменьшает экономический ущерб и, что самое главное, снижает уровень
гибели людей в жилых зданиях.
Основной смысл применения этого устройства состоит в возможности тушения
жильцами загорания в квартире на ранней стадии его обнаружения и не
предполагает его использования пожарными подразделениями. Устройство
обеспечивает быструю и, что важно, непрерывную подачу воды к очагу загорания
взамен применяемых зачастую подручных средств (тушение вёдрами, тазами,
кастрюлями и т.п.). Это даёт возможность быстрее, безопасней и эффективней
ликвидировать загорание. раннему обнаружению загорания способствует
предусмотренное п. 3.21 оборудование помещений квартир оптико-электронными
дымовыми пожарными извещателями. Извещатели даютсигнал о загорании жильцам,
находящимся в состоянии сна, а также своевременнооповещают в тех случаях,
когда жильцы квартиры отсутсвуют в комнате, где произошло загорание.
Отдельный кран, к которому присоединяется шланг, может быть установлен
на водопроводной трубе в любом удобном для его открывания месте: в ванной,
уборной, кухне по усмотрению заказчика или проектной организации. Кран
следует устанавливать после счетчика расхода воды (чтобы избежать неучтенного
расхода из этого крана для хозяйственных нужд). Вид шланга и материал,
из которого он изготовлен, не регламентируются. Он не является пожарным
рукавом, может быть применен любой шланг, например, из тех, которые
применяются для полива насаждений на садовом участке. Шланг должен быть
присоеденен к крану постоянно любым способом, обеспечивающим надежное
присоединение, по усмотрению проектной организации.
Вид распылителя также не регламентируется. Возможно, применение, например,
распылителей, используемых для полива. Желательно перед распылителем
или в его составе иметь запорное устройство с тем, чтобы не залить квартиру
до того как начинается тушение в местах загорания.
Хранение шланга с распылителем открыто или в шкафчике и место его хранения
не регламентируется. Этот вопрос решается заказчиком, проектной организацией
или хозяином квартиры. Естественно, шланг должен храниться в доступном
для его экстренного применения месте.
Длина шланга определяется размерами квартиры, возможной его прокладкой
по коридорам и комнатам до самого отдаленного от крана места. В принципе
возможно уменьшение длины шланга по сравнению с указанной в п 3.1а (например,
в небольших квартирах) при условии обеспечении подачи воды в наиболее
отдаленную точку.
Приведенную в нормах длину струи используют для определения длины шланга,
а не для расчета напора. Напор в системе вообще не регламентируется,
никаких дополнительных расходов не вводится, дополнительных гидравлических
требуется. Тушение загорания будет производиться с теми напором и расходом,
которые обеспечивает обычная сеть хозяйственно-питьевого водопровода
в квартире. Устройство не входит в состав системы противопожарного водопровода,
его не следует присоединять к этой системе, если она предусмотрена в
здании.
По усмотрению жильцов можно оборудовать этими устройствами квартиры
в существующих жилых домах.
Обязательной сертификации, в том числе пожарной, устройства или его
деталей не требуется.
|